
Дэвид Линч — синоним сюрреалистического и новаторского кинематографа. От пугающих образов «Головы-ластика» до неожиданных сюжетных поворотов «Твин Пикса» — его работы поражают воображение. Но за известными проектами скрывается множество незавершённых или забытых идей. Собрали интригующие проекты Линча, которые уже никогда не будут реализованы под руководством мастера.
Ronnie Rocket
Одной из самых обсуждаемых нереализованных работ Линча остаётся «Ронни Рокет». Задуманный после «Головы-ластика» (Eraserhead) сценарий рассказывает о человеке невысокого роста, получившем способность управлять электричеством. Он присоединяется к рок-группе и начинает строить музыкальную карьеру, путешествуя по четырём измерениям. В проекте мог сыграть Майкл Дж. Андерсон, знакомый поклонникам Линча прежде всего по роли Человека из другого места в «Твин Пиксе» (Twin Peaks).
Несмотря на долгие попытки запустить проект, студии не могли представить себе рынок для столь авангардного фильма. «Ронни Рокет» остался символом стремления Линча к нетривиальным историям, свободным от коммерческих ограничений. Потенциально фильм мог бы ещё сильнее расширить границы артхаусного кино, но так и остался в воображении поклонников как один из сотни примеров безграничной креативности режиссёра.

One Saliva Bubble
Среди самых необычных нереализованных проектов Линча — картина One Saliva Bubble, написанная в соавторстве с Марком Фростом. В отличие от мрачных фильмов режиссёра, таких как «Синий бархат» (Blue Velvet) или «Шоссе в никуда» (Lost Highway), эта работа должна была стать комедией. Её сюжет строится вокруг случайного события — пузырька слюны, который запускает цепочку абсурдных и забавных происшествий на сверхсекретной военной базе и приводит к тому, что население ближайшего городка меняется телами друг с другом.
Хотя жанр выглядит нетипичным для Линча, проект демонстрирует его интерес к абсурду и гротеску. Сценарий полон фарсовых эпизодов с элементами сюрреализма, что могло бы стать неожиданным, но ярким акцентом в его карьере. Комедийный потенциал сценария привлёк внимание актёров Мартина Шорта и Стива Мартина, однако проблемы с финансированием помешали проекту воплотиться в жизнь.

Dream of the Bovine
«Сон крупного рогатого скота» — один из самых странных и малоизвестных проектов Линча, разработанный в соавторстве с Робертом Энджелсом, сценаристом «Твин Пикса». История представляет собой абсурдную комедию, в которой трое главных героев некогда были коровами, но превратились в людей и вынуждены привыкать к новым версиям себя. События происходят в Париже начала 20-го века, а сама картина была задумана как чёрно-белый фильм.
Режиссёру хотелось, чтобы главную роль в фильме исполнил Марлон Брандо, но актёр отказался от участия, назвав проект «претенциозной чушью». Фильм носил бы игривый, почти сказочный характер, с фирменной атмосферой тревожащего юмора и необычных деталей, а сценарий позволял Линчу экспериментировать с абсурдом, создавая мир, где привычное приобретает зловещий и комический оттенок. Этот проект мог бы стать ещё одной уникальной главой в карьере режиссёра, демонстрируя, как он мастерски сочетает обыденность с иррациональным.

«Мессия Дюны» (Dune Messiah)
После съёмок экранизации «Дюны» (Dune) Линч недолго рассматривал возможность поставить продолжение — экранизировать второй роман из цикла Фрэнка Герберта «Мессия Дюны». Сюжет этой книги продолжает историю теперь уже правителя вселенной Пола Атрейдеса, который сталкивается с бременем власти и последствиями своих поступков. Линч видел в этом проекте возможность углубить психологические и философские аспекты саги, а также успел завершить половину сценария.
Проект свернули из-за коммерческого провала первой «Дюны», поэтому продолжению так и не было суждено увидеть свет. Тем не менее идея Линча о продолжении продолжала волновать поклонников, которые оценили первый фильм спустя время после релиза. Они гадают, как режиссёр мог бы переосмыслить темы власти и духовных поисков, создав ещё более мрачную и многослойную картину вселенной Арракиса.

Сериал «Малхолланд Драйв» (Mulholland Dr.)
Дэвид Линч изначально планировал сделать из «Малхолланд Драйв» сериал для телеканала ABC, погружающий зрителя в мрачный и загадочный мир Голливуда. Пилотная серия длительностью 90 минут должна была стать отправной точкой для хитросплетённой истории со множеством персонажей и запутанных сюжетных линий.
Однако руководство телеканала сочло проект слишком мрачным и запутанным для широкой аудитории. Им не понравился медленный темп и обилие сюрреалистических сцен, которые казались в то время слишком экспериментальными для формата телевизионной драмы. В результате сериал был отменён ещё до начала полноценного производства, а Дэвид Линч решил реализовать задуманное в формате полнометражного фильма.

«Звёздные войны: Возвращение Джедая» (Star Wars: Return of the Jedi)
В начале 1980-х годов создатель «Звёздных войн» Джордж Лукас рассматривал Дэвида Линча в качестве потенциального режиссёра для «Возвращения джедая» — третьей части оригинальной трилогии. В те годы Линч занимался разработкой «Дюны», и поэтому нестандартный выбор режиссёра был не таким уж необычным для постановки научно-фантастического сиквела. Режиссёры лично встречались для обсуждения деталей проекта, но Линч, пусть и испытывал уважение к Лукасу, но не видел для себя интереса в «Звёздных войнах».
Хотя проект сулил огромный бюджет и гарантированный коммерческий успех, Линч предпочёл сосредоточиться на более авторских проектах — в то время его известность только начала набирать обороты. В итоге режиссёром «Возвращения джедая» стал Ричард Маркуанд, а поклонники до сих пор гадают, каким бы мог стать фильм, если бы его снял Линч. Возможно, он обрёл бы мрачные, мистические черты, свойственные его другим работам.

«Превращение» (The Metamorphosis)
В 80-х годах Дэвид Линч проявлял интерес к экранизации «Превращения» Франца Кафки — истории о человеке, который однажды просыпается и обнаруживает, что превратился в гигантское насекомое. Сюжет идеально соответствовал стилю Линча, известного своей тягой к тревожной атмосфере и темам отчуждения — в его руках проект мог бы стать мрачной аллегорией о человеческой изоляции и страхе перед непознаваемым.
Режиссёр написал сценарий и был готов к работе, но столкнулся с ограничениями кинопроизводства тех лет: чтобы создать реалистичную версию человека-насекомого, понадобились бы солидные финансовые вложения. Столкнувшись с проблемой технического характера, Линч решил отложить проект и сосредоточиться на других проектах, не требующих дорогостоящей графики.

Gardenback
Среди ранних нереализованных проектов Дэвида Линча особое место занимает Gardenback, 45-страничный сценарий которого он представил продюсерам в начале своей карьеры. Это история о человеке, у которого на спине растёт сад, а сам он оказывается втянут в перипетии супружеской измены. По мере того, как растёт влечение главного героя к соседке, в его «саду» начинает расти насекомое в качестве символа изменений в жизни персонажа.
Как не трудно догадаться, в финансировании фильма Дэвиду Линчу было отказано, а студийные боссы попросили его сосредоточиться на более «традиционных историях». Сюжет показался кинематографистам слишком длинным, а концепция — чересчур абстрактной. И это неудивительно: основой для истории послужил рисунок самого Линча с тем самым сгорбленным человеком и растительностью на его спине.

Antelope Don’t Run No More
Ещё один загадочный проект Линча, который так и не увидел свет. По слухам, полнометражный фильм сочетал элементы абсурдного юмора, сюрреализма и даже научной фантастики. В центре сюжета должны были быть говорящие животные, пришельцы и попавший в беду музыкант по имени Пинки — всё это уже само по себе звучит как классический пример линчевского абсурда.
Режиссёр написал сценарий ещё в 2010 году, но на тот момент не смог найти финансирование. В итоге Линч бросил все силы на продолжение «Твин Пикса», а история необычного проекта так и осталась нереализованной. Те, кто удостоился чести прочесть сценарий, в один голос утверждали, что это лучший фильм из когда-либо написанных Дэвидом Линчем.

Смотреть лучшие фильмы с закрученным сюжетом можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!