Взглянуть другими глазами: фильмы и сериалы с эффектом Расёмона

Объясняем, что такое эффект Расёмона и где его можно увидеть.
14 сентября
Ангелина Гура
интересные факты списки фильмов списки сериалов
Кадр фильма «Расёмон» // Daiei
Кадр фильма «Расёмон» // Daiei

Вы слушаете рассказ и вроде бы понимаете его суть. Слушаете снова и всё, оказывается, было иначе. Эффект Расёмона показывает уже знакомое событие глазами разных героев, и от рассказчика зависит, какими будут детали, акценты и атмосфера случившегося. Чему и кому верить в таком случае? Правда распадается на детали, оставляя зрителя один на один с вопросом: так что же было на самом деле?

Что такое эффект Расёмона?

Приём получил название благодаря фильму Акиры Куросавы «Расёмон» 1950 года. Его суть — в пересказе одного и того же ключевого события с двух и более точек зрения. Версии не совпадают и где-то даже противоречат друг другу, но не из-за лжи, а потому что каждый из рассказчиков воспринимает мир по-своему. Страх, стыд, выгода, стремление оправдаться — всё это влияет на воспоминания и выливается в «свою правду».

Чем отличается «Расёмон» от других приёмов?

— В нелинейном повествовании события всего лишь преподносятся не по порядку; «Расёмон» фокусируется на персонаже-рассказчике и на том, какие детали меняются в его версии.

— При наличии ненадёжного рассказчика зритель следует за одной искажённой точкой зрения. В случае с эффектом Расёмона точки зрения героев сопоставляются так, чтобы истину приходилось собирать по крупицам.

— Антология строится на параллельных линиях; «Расёмон» же возвращается к одному и тому же событию, показывая, как оно переосмысляется с разных сторон.

От фильма к эффекту

В 1950 году фильм Куросавы превратил рассказ очевидцев в визуальный эксперимент — четыре истории об одной встрече в лесу, и ни одна из них не воспринимается зрителем как одна единственная правда. Позже термин эффект Расёмона вошёл в обиход журналистов и психологов. В первом случае — для описания разницы в свидетельских показаниях, во втором — для анализа того, как искажается память. В кино приём работает не как головоломка, а как способ поставить под сомнение чьи-либо утверждения и само представление об истине.

Подборка фильмов и сериалов с расёмон-структурой

«Расёмон» (Rashomon), 1950 год

Режиссёр: Акира Куросава.

Жанр: психологическая драма.

Бандит, жена, мёртвый муж (общается через медиума) и дровосек — четыре разных свидетельства одного происшествия. Свет, тени, дождь и движение камеры здесь не просто элементы фильма — это язык аргументов. История у разрушенных ворот показывает отчаяние общества, а рассказ дровосека — наглядный пример того, как меняются воспоминания под влиянием чувства вины. Куросава не ищет ответов, а предлагает порассуждать: может ли сострадание существовать там, где ни в чём нет уверенности?

Кадр фильма «Расёмон» // Daiei
Кадр фильма «Расёмон» // Daiei

«Последняя дуэль» (The Last Duel), 2021 год

Режиссёр: Ридли Скотт.

Жанр: историческая драма.

Три главы о совершённом насилии: «его правда», «правда друга» и «её правда». Одинаковые на первый взгляд сцены, но интонации, мимика и поведение героев каждый раз разные. Одна небольшая деталь может означать насилие — или же согласие. История показывает, как общество формирует ту правду, которая удобна ему, и вопрос здесь не только в том, на чьей стороне правда. Кто вообще имеет право озвучить свою версию?

Кадр фильма «Последняя дуэль» // Scott Free Productions
Кадр фильма «Последняя дуэль» // Scott Free Productions

«Точка обстрела» (Vantage Point), 2008 год

 Режиссёр: Пит Трэвис.

Жанр: боевик.

Покушение на саммите разыгрывается снова и снова через призму восприятия туристами, агентами безопасности и заговорщиками. Каждый повтор раскрывает новые детали, расширяет круг подозреваемых и меняет фокус. Динамичный монтаж и воспроизведение событий превращают фильм в напряжённую головоломку, где истина проявляется не благодаря одной единственной правдивой версии, а из-за того, что зритель видит больше — и под разными углами.

Кадр фильма «Точка обстрела» // Columbia Pictures
Кадр фильма «Точка обстрела» // Columbia Pictures

«Мужество в бою» (Courage Under Fire), 1996 год

Режиссёр: Эдвард Цвик.

Жанр: военная драма, детектив.

Офицер США изучает конфликтующие между собой версии подвига погибшей женщины-военного. Давление со стороны армии, страхи, неуверенность и чувство вины искажают воспоминания свидетелей, а история превращается в моральное расследование: кого мы готовы слушать и кому верим. Личная травма самого следователя становится частью общего запутанного пазла.

Кадр фильма «Мужество в бою» // Davis Entertainment
Кадр фильма «Мужество в бою» // Davis Entertainment

«Герой» (Ying xiong), 2002 год

Режиссёр: Чжан Имоу.

Жанр: фэнтези, боевик.

Жаждущий объединить земли Китая император становится целью нескольких убийц, но остаётся под защитой преданного воина. Цветовая палитра из красного, белого и зелёного кодирует разные версии одной и той же истории. Меняются и музыка, и боевые сцены, и даже настроение природы. Каждый рассказ ведётся перед лицом императора, и за каждым скрывается политический смысл.

Кадр фильма «Герой» // Beijing New Picture Film Co.
Кадр фильма «Герой» // Beijing New Picture Film Co.

«Гнев» (The Outrage), 1964 год

Режиссёр: Мартин Ритт.

Жанр: вестерн, драма.

Американская интерпретация «Расёмона», чьи события разворачиваются в мире Дикого Запада. Костёр вместо ворот, степь вместо леса, но суть та же — история о чести, страхе и самоуважении. Сравнивая обе версии, зритель замечает: меняются не только факты, но и культурные акценты. Это история о том, как нация формирует свою мораль через пересказ уже знакомого сюжета.

Кадр фильма «Гнев» // Metro-Goldwyn-Mayer
Кадр фильма «Гнев» // Metro-Goldwyn-Mayer

«Он сказал, она сказала» (He Said, She Said), 1991 год

Режиссёр: Кен Куопис, Мариса Сильвер.

Жанр: мелодрама.

Отношения одной пары раскрываются с двух противоположных точек зрения. Шутки, поведение, реакции друзей — всё воспринимается по-разному в зависимости от того, кто из пары вспоминает событие. Даже режиссура поделена между двумя авторами, и это заметно: камера то обожает персонажа, то иронизирует над ним. Фильм легко и остроумно показывает, как чувства и память перекраивают пережитые события.

Кадр фильма «Он сказал, она сказала» // Paramount Pictures
Кадр фильма «Он сказал, она сказала» // Paramount Pictures

«Виновен» (Talvar), 2015 год

Режиссёр: Мегна Гулзар.

Жанр: триллер, драма.

Реальное дело об убийстве ребёнка рассматривают несколько следственных групп. Разные версии строятся на одних уликах, но каждая освещается под своим углом — в зависимости от института, который её озвучивает. Медиа, полиция, личное восприятие — всё сливается в спор о власти над правдой. Здесь нет ответа, но есть понимание, как сложно быть объективным в запутанной истории.

Кадр фильма «Виновен» // Junglee Pictures
Кадр фильма «Виновен» // Junglee Pictures

«Временная петля» (Los cronocrímenes), 2007 год

Режиссёр: Начо Вигалондо.

Жанр: научно-фантастический триллер.

Временная петля оборачивается лабиринтом: один человек снова и снова становится участником одного и того же события, и с каждой итерацией рассказ искажается всё сильнее. Этот «Расёмон» подобен уроборосу — змее, кусающей собственный хвост. Противоречия здесь строятся не только за счёт временного парадокса, но и за счёт моральных противоречий: чувство вины ускользает всякий раз, когда реальность требует «пересдать экзамен». Смотреть, как герой наблюдает за самим собой — всё равно что следить за тем, как чужая точка зрения превращается в этическую ловушку. Забавно и жутковато осознавать, насколько быстро «свидетель» может оказаться «виновником» случившегося.

Кадр фильма «Временная петля» // Karbo Vantas Entertainment
Кадр фильма «Временная петля» // Karbo Vantas Entertainment

«Игры дьявола» (Before the Devil Knows You're Dead), 2007 год

Режиссёр: Сидни Люмет.

Жанр: криминальный триллер.

История неудачного ограбления, рассказанная через воспоминания членов семьи. Время то движется вперёд, то откатывается назад, но главное — кто рассказывает, и что именно он предпочитает скрыть, чтобы не сломаться от чувства вины. Повторяющиеся сцены поэтапно переносят акцент с простого разгильдяйства на отчаяние и внутреннюю пустоту. Люмет использует структуру «Расёмона», чтобы вскрыть болезненные мифы об американской мечте: у всех есть причины совершить преступление, но ни одна не служит настоящим оправданием.

Кадр фильма «Игры дьявола» // Linsefilm
Кадр фильма «Игры дьявола» // Linsefilm

«Гёрлз» (Les Girls), 1957 год

Режиссёр: Джордж Кьюкор.

Жанр: мюзикл, комедия.

Судебное разбирательство о клевете превращается в баталию воспоминаний: каждая из трёх бывших участниц балетной труппы представляет собственную версию событий, завязанную на якобы романтических отношениях с коллегой. Музыкальные номера, закулисные сплетни и сценические образы превращают происходящее в спектакль, где хореография спорит с воспоминаниями.

Кадр фильма «Гёрлз» // Metro-Goldwyn-Mayer
Кадр фильма «Гёрлз» // Metro-Goldwyn-Mayer

«Служанка» (Agassi), 2016 год

Режиссёр: Пак Чхан-ук.

Жанр: психологический триллер.

Бедная Сук-хи подписывается на мошенническую схему своего приятеля и устраивается в дом богатой Хидэко, чтобы обманным путём завладеть её средствами. Ретроспективный монтаж раз за разом переосмысляет уже увиденные сцены, а книги, письма, предметы интерьера и даже постановка кадра играют ключевую роль в происходящем: каждая глава возвращает зрителя назад — и с новой точки зрения пересобирает мотивации персонажей. Ни одна из версий не претендует на окончательную истину, а роскошная картинка лишь прикрывает запутанную игру влечения, обмана и контроля.

Кадр фильма «Служанка» // Moho Film
Кадр фильма «Служанка» // Moho Film

«Секретные материалы» (The X Files), 1993—2018 годы

Эпизод: 5 сезон, 12 серия; «Дурная кровь» (Bad Blood).

Режиссёр: Клифф Боул.

Малдер и Скалли пересказывают одно и то же дело, но каждый делает это по-своему. Для него история — комедия абсурда, для неё — цепь раздражающих недоразумений. Цвет волос подозреваемого, ракурсы камеры и даже интонации героев меняются в зависимости от того, кто ведёт рассказ. Эпизод не просто экспериментирует с формой — он высмеивает субъективность и показывает, как уже хорошо знакомые герои могут по-новому раскрыться. Один из самых любимых эпизодов среди фанатов — потому что он не только объясняет эффект Расёмона, но и блестяще его пародирует.

Кадр сериала «Секретные материалы» // Fox
Кадр сериала «Секретные материалы» // Fox

«Звёздный путь: Следующее поколение» (Star Trek: The Next Generation), 1987—1994 годы

Эпизод: 3 сезон, 14 серия; «В перспективе» (A Matter of Perspective).

Режиссёр: Клифф Боул.

На борту «Энтерпрайза» погибает учёный. С помощью голопалубы члены команды воссоздают свидетельства, каждое из которых содержит противоречивые свидетельства, и даже «идеальное воспроизведение» не может устранить искажения, что несут в себе показания человека. Незначительные различия — «сердитый» превращается в «решительного», «действие» оборачивается «угрозой» — радикально меняют суть происходящего. Сериал показывает, что даже с идеальной техникой невозможно устранить человеческий фактор, а значит — и приблизиться к объективности.

Кадр сериала «Звёздный путь: Следующее поколение» // Paramount Domestic Television
Кадр сериала «Звёздный путь: Следующее поколение» // Paramount Domestic Television

«Грабь награбленное» (Leverage), 2008—2012 годы

Эпизод: 3 сезон, 11 серия; «Дело пятилетней давности» (The Rashomon Job).

Режиссёр: Арвин Браун.

Члены команды вспоминают, как много лет назад каждый из них пытался украсть одну и ту же реликвию. Каждый уверен, что играл ключевую роль в деле, а остальные были лишь неуклюжими и сумасбродными дилетантами. Сцены повторяются, но меняются акценты и поведение героев, а память легко превращает факты в тщеславный вымысел.

Кадр сериала «Грабь награбленное» // TNT
Кадр сериала «Грабь награбленное» // TNT

«Любовники» (The Affair), 2014—2019 годы

Эпизод: сериал целиком.

Создатели: Хагай Леви и Сара Трим.

Каждая серия разбита на две (а позже — три и более) точки зрения: одни и те же события подаются через восприятие разных персонажей. Изменяются не только диалоги и поступки, но и мельчайшие детали — цвет одежды, музыка, предметы на столе. Сначала это кажется игрой в «найди десять отличий», но со временем приём раскрывает скрытые слои вины, желания и самообмана. Постепенно появляются новые рассказчики, благодаря чему «дуэт» рассказчиков превращается в полноценный хор.

Кадр сериала «Любовники» // Showtime
Кадр сериала «Любовники» // Showtime

«Бумтаун» (Boomtown), 2002—2003 годы

Эпизод: сериал целиком.

Создатель: Грэм Йост.

Каждое преступление подаётся через призму всех участников процесса: от полицейских и адвокатов, до журналистов и потерпевших. Это «Расёмон», но в пределах жизни одного города — рассказ о том, кто имеет право определять общественную правду. Структура сериала даёт каждой точке зрения равное пространство — не для того чтобы найти истину, а чтобы показать, как её создают. Амбициозный проект, в котором форма служит повествованию.

Промо сериала «Бумтаун» // NBC
Промо сериала «Бумтаун» // NBC

«Вечеринка» (The Afterparty), 2022—2023 годы

Эпизод: сериал целиком.

Создатель: Кристофер Миллер.

Каждый эпизод — взгляд на одно и то же убийство с новой точки зрения и в новом жанре: мюзикл, боевик, романтическая комедия, арт-драма. Детали вечеринки, поведение подозреваемых и даже монтаж кардинально меняются в зависимости от того, кто даёт показания. Идея в том, что каждый человек сам выбирает «жанр» своей жизни, а значит — и стиль своей правды. К финалу сюжет обретает целостность, как будто зритель собрал мозаику из множества разрозненных взглядов на произошедшее.

Кадр сериала «Вечеринка» // Apple TV+
Кадр сериала «Вечеринка» // Apple TV+

«Как я встретил вашу маму» (How I Met Your Mother), 2005—2014 годы

Эпизод: 8 сезон, 17 серия; «Пепельница» (The Ashtray).

Режиссёр: Памела Фрайман.

Три противоречивых воспоминания о ссоре с Капитаном. Каждый герой преувеличивает свою правоту, драматизирует чужие ошибки и романтизирует собственное поведение. Это «Расёмон» на минималках, но полезный как лёгкий комедийный пример. Лишнее напоминание того, как легко искажаются воспоминания даже в самых, казалось бы, банальных историях.

Кадр сериала «Как я встретил вашу маму» // CBS
Кадр сериала «Как я встретил вашу маму» // CBS

Смотреть фильмы с закрученным сюжетом можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!

Читайте также
Никогда не надоест: 20 фильмов, которые можно пересматривать бесконечно
Никогда не надоест: 20 фильмов, которые можно пересматривать бесконечно
Любимые картины, которые наверняка есть в вашем списке «Не пересмотреть ли ещё раз?».
Топ-20 европейских триллеров, от которых невозможно оторваться
Топ-20 европейских триллеров, от которых невозможно оторваться
Напряжённые истории европейского производства, которые обязательно нужно увидеть.
10 героев любимых сериалов, которые прошли впечатляющий путь трансформации
10 героев любимых сериалов, которые прошли впечатляющий путь трансформации
Уолтера Уайта, Рика Граймса и Майкла Скотта объединяет одно: все они претерпевают крутые изменения по ходу своих историй.
Жутко хороши: 50 великолепных злодеев из сериалов, которых невозможно забыть
Жутко хороши: 50 великолепных злодеев из сериалов, которых невозможно забыть
Подборка блестящих антагонистов, с которыми героям справиться сложнее всего.