Карьера в кино — это длинный путь, где даже самые талантливые актёры способны потерять ориентир. Ошибочно выбранные роли, неудачные проекты, личные кризисы и репутационные издержки случаются если не у всех, то у многих. Важно здесь другое: умение вовремя остановиться, переосмыслить своё место в индустрии и вернуться обратно — с хорошим проектом, правильной ролью и командой, которой можно доверять. Ниже собраны истории, где возрождение голливудской карьеры оказалось не менее мощным, чем первый всплеск популярности.
Роберт Дауни-младший
В конце 90-х карьера Дауни-младшего трещала по швам из-за серии арестов и принудительной реабилитации: его обвиняли в хранении наркотиков и вождении в нетрезвом виде. Продюсеры видели в нём угрозу для съёмочного процесса, а создатели сериала «Элли МакБил», где Дауни играл одну из ролей, спешно убрали его героя из сюжета. Несколько последующих лет он получал лишь небольшие роли — скорее «по остаточному принципу». На рубеже десятилетий Дауни был скорее примером того, как не надо делать, чем востребованным актёром.
Переломным моментом послужили роли в фильмах «Поцелуй навылет» Шейна Блэка и «Зодиак» Дэвида Финчера — эти проекты позволили ему вернуться в поле зрения сильных режиссёров. Настоящий прорыв случился с «Железным человеком»: роль Тони Старка задала тон киновселенной Marvel и превратила Дауни в звезду проката. Вышедшие в том же году «Солдаты неудачи» продемонстрировали его комичность и широкий актёрский диапазон, а серия фильмов Marvel окончательно закрепила за ним статус звезды нового уровня. Да так, что создатели киновселенной вернули Дауни после смерти Тони Старка, и в грядущих «Мстителях» актёр сыграет уже другого персонажа — Доктора Дума.
Киану Ривз
После триумфа «Матрицы» карьера Ривза постепенно пошла на спад: в 2000-х он снимался в проектах с неоднозначной репутацией, а ремейк фильма «День, когда Земля остановилась» зрители и критики встретили без особого энтузиазма. Весомой неудачей для актёра стал боевик «47 ронинов», который при бюджете 175 млн долларов безутешно провалился в прокате. Продюсеры не понимали, как задействовать Ривза: ниша серьёзного героя боевика будто бы уже закрылась для него. Он пробовал себя в небольших проектах, но большого отклика за свою работу не получал.
Вышедший в 2014 году «Джон Уик» кардинально изменил экранный его образ: выверенная хореография экшен-сцен и мифология подпольного мира убийц сработали мгновенно и пробудили зрительский интерес. Сиквелы превратили Ривза в эталонный образец взрослого героя боевика и расширили масштаб истории, где важными стали не столько спецэффекты, сколько внутренняя собранность героя и его телесная выразительность. Камео в ромкоме «Возможно, это навсегда» и озвучка в «Истории игрушек 4» добавили актёру самоиронии и обновили публичный образ. К выходу четвёртого «Джона Уика» Ривз снова оказался в первых рядах мировых звёзд — уже как создатель собственного стандарта внутри целого жанра.
Брендан Фрейзер
После успеха в начале 2000-х с фильмами «Мумия» карьера Фрейзера заметно замедлилась. Многолетние съёмки с трюками обернулись травмами и операциями, из-за чего актёр провёл в больницах около семи лет. Новые фильмы лишь снижали интерес к его персоне, а в 2010-х Фрейзер почти исчез из публичного пространства. Для многих он остался просто «тем самым парнем» из «Мумии».
Интерес к Фрейзеру вернули сериалы: в «Любовниках», «Трасте» и «Роковом патруле» он показал себя с новой стороны. Переломным моментом послужила главная роль в драме «Кит», которая принесла «Оскар» и показала его в качестве серьёзного актёра. Вскоре Фрейзер появился у Скорсезе в «Убийцах цветочной луны», где уверенно вписался в звёздный актёрский состав: его личный ренессанс обрёл устойчивую форму в виде карьеры зрелого актёра — без оглядки на ностальгию и прошлые амплуа.
Микки Рурк
Яркие 1980-е сменились для Рурка периодом конфликтов и неверных решений. В 1991 году он бросил актёрство ради бокса, получил травмы лица и утратил внешность, с которой ассоциировался его экранный образ. В 1990-е Микки Рурк снимался в проходных фильмах, а его харизма «первого плана» будто выветрилась. Актёра воспринимали скорее как фигуру из прошлого, чем активного участника индустрии.
Вышедший в 2005 году «Город грехов» вернул его на экраны в качестве мощного героя, а «Рестлер» окончательно реабилитировал актёрскую карьеру. За роль в «Рестлере» Рурк получил «Золотой глобус», премию BAFTA и номинацию на «Оскар», но главное — доверие зрителей. После этого крупные студии стали задействовать Рурка в других крупных картинах: от «Железного человека 2» до «Неудержимых», заново «встроив» его в актуальный кинопроцесс.
Бен Аффлек
В начале 2000-х Бен Аффлек стремительно терял актёрские позиции, а символом неудачи стал фильм «Джильи», провалившийся в прокате и ставший объектом насмешек. Его личная жизнь обсуждалась активнее, чем кинопроекты: вышедшие подряд слабые фильмы лишь укрепили образ человека, который не справляется с вниманием СМИ и выбирает сомнительные роли.
Аффлек едва ли не с нуля выстроил карьеру, но уже как режиссёр, который хорошо понимает, как работает история. «Город воров» доказал, что он способен снимать напряжённые криминальные драмы, а «Операция „Арго“» лишь подтвердила режиссёрский талант: награды, успешный прокат и заветный «Оскар» за лучший фильм вернули Аффлеку уважение коллег и аудитории.
Вайнона Райдер
В декабре 2001 года актрису задержали за кражу в универмаге — история молниеносно разошлась по СМИ и надолго отрезала ей путь к крупным проектам. Скандал, суд и последующий перерыв в карьере сделали её «неудобной» для страховых компаний, а студии перестали рассматривать кандидатуру Райдер в серьёзных проектах. В начале 2000-х она почти исчезла с экранов, ограничиваясь лишь эпизодическими появлениями, что резко контрастировало с её положением в 1990-е. Тогда Райдер регулярно номинировалась на престижные награды и входила в число ведущих актрис своего поколения.
Сначала актриса осторожно напомнила о себе в ролях второго плана — в новой версии «Звёздного пути» и «Чёрном лебеде», где была тонко обыграна тема с угасанием славы. Но по-настоящему всё изменилось с ролью Джойс Байерс из «Очень странных дел»: образ заботливой, ранимой и упрямой матери неожиданно оказался близок зрителям разных поколений. Успех проекта снова вернул Райдер популярность, укрепив уважение зрителей и признание критиков.
Дрю Бэрримор
Детская слава обернулась для Дрю Бэрримор тяжёлым кризисом — уже в тринадцать она проходила лечение от наркотической и алкогольной зависимостей, рассказывая об этом в интервью из реабилитационного центра. К тому же она добилась независимости от матери через суд, из-за чего в голливудских студиях появилось ещё больше сомнений насчёт Бэрримор: можно ли ей доверить крупный проект и рекламную кампанию, когда она, будучи ребёнком, принимает взрослые решения? Несколько лет карьера держалась на эпизодических ролях и раскрыть весь свой актёрский диапазон Бэрримор не могла.
Всё изменилось, когда Бэрримор основала продюсерскую компанию Flower Films и начала выстраивать карьеру заново. Романтические комедии «Певец на свадьбе» и «Нецелованная» вернули зрительский интерес к актрисе и доказали, что она способна привлекать зрителей в кинотеатры. Затем Бэрримор, как исполнительница главной роли и продюсер «Ангелов Чарли», перезапустила франшизу и задала истории о шпионках новый тон. Важно и то, что актриса научилась гибко менять амплуа — от лёгкой комедии к более зрелым, самодостаточным ролям.
Дженнифер Лопес
В начале 2000-х Лопес стремительно взлетела и так же стремительно столкнулась с провалом: уже упомянутая картина «Джильи» ударила по её кинорепутации. Возник образ «слишком приметной» звезды, которую больше обсуждают, чем смотрят с ней фильмы. Несколько последующих лент не исправили ситуацию, и студии не торопились предлагать Лопес сложные сценарии. В тот период она ассоциировалась прежде всего с музыкальными релизами и светскими событиями, а не с яркими киноролями.
Изменения начались с её участием в сериалах и концертных шоу, но ключевым моментом послужило драмеди «Стриптизёрши» 2019 года, где Лопес показала редкое сочетание харизмы, пластики и точной драматургии. Успех фильма вернул ей доверие индустрии и интерес режиссёров, готовых давать нестандартные и взрослые роли. Укрепили эффект и масштабные выступления, включая Супербоул, и новые проекты, где она наконец оказалась там, где и должна была быть — на первых ролях.
Джон Траволта
В конце 1970-х Траволта был суперзвездой, но в 1980-е и начале 1990-х его карьера пошла на спад. Отраслевые издания относили его к разряду «неактуальных»: манера и имидж будто застряли в прошлом, а продюсеры всё реже приглашали его на главные роли. Попытки вернуться к былой популярности выглядели неубедительными и не складывались в понятную стратегию.
Всё изменил Квентин Тарантино. В «Криминальном чтиве» Траволта сыграл Винсента Вегу — роль, которая буквально вернула его к жизни в кино. Фильм забрал главную награду Каннского кинофестиваля, отлично проявил себя в мировом прокате, а сам Траволта получил номинацию на «Оскар». За этим последовала серия успешных проектов: «Достать коротышку», «Без лица» и другие фильмы доказали, что он в отличной форме. С этого момента с Траволтой вновь стали обсуждать не только роль, но и целостную концепцию фильма. Он вернул себе право выбирать, в чём сниматься.
Майкл Китон
В начале 1990-х Китон был на пике карьеры: «Бэтмен» закрепил его звёздный статус, но в 2000-е предложения с главными ролями заметно поредели. Он соглашался на второстепенные роли и снимался в проектах, которые проходили незаметно. К началу 2010-х Китон скорее воспринимался как напоминание о славном прошлом, чем как интересный для студийных боссов актёр. Даже его поклонники ждали роль, способную снова «включить» интерес индустрии и зрителей.
Поворотным моментом для актёра стало участие в «Бёрдмэне» — роль, которая вернула Китона в высшую лигу и принесла ему «Золотой глобус» с номинацией на «Оскар». Следом вышел оскароносный «В центре внимания», что помог актёру удержаться в орбите престижного кино и расширил круг режиссёров, которые хотят с ним работать. В «Человеке-пауке: Возвращение домой» он блестяще справился с ролью антагониста, показав, что может быть убедительным и во франшизовом кино. Так Китон закрепил статус актёра, который одинаково удачно смотрится и в камерной драме, и в супергеройском аттракционе.
Николас Кейдж
В конце 2000-х финансовые и налоговые проблемы вывели Кейджа на путь непрерывной занятости: он соглашался на все проекты подряд, чтобы закрыть долги. Он откровенно рассказывал о проблемах с налоговой и признавался, что действовал не по воле вдохновения, а ради выживания. С каждым годом в его фильмографии становилось всё больше работ, но почти ни одна не вызывала интереса. Имя Кейджа знали все, но мало кто вспомнил бы недавний фильм с его участием.
Всё изменилось с выходом мрачного триллера «Мэнди», который вернул актёру внимание критиков и показал, что он не растерял харизму. Затем Кейдж сыграл в «Свинье», чем привёл в восторг критиков и закрепил образ актёра, умеющего играть проникновенно и тонко. Комедия «Невыносимая тяжесть огромного таланта» напомнила о его самоиронии и вернула в ряды поп-культурного феномена, а «Герой наших снов» помог вновь оказаться в числе главных действующих лиц серьёзного фестивального кино.
Райан Рейнольдс
Кризис в карьере Рейнольдса запустил «Зелёный Фонарь»: высокие затраты на производство, низкие оценки и разочарование у публики. Вышедший в 2013 году «Призрачный патруль» лишь укрепил ощущение, что ставить на него как на главного супергероя уже рискованно. В середине десятилетия студиям не хотелось рисковать: Рейнольдс казался слишком сомнительным выбором для дорогостоящих проектов.
Всё изменил «Дэдпул» — хлёсткий, смелый, со скромным бюджетом и неожиданным кассовым успехом. Фильм собрал больше, чем ожидали, а Рейнольдс получил номинацию на «Золотой глобус». Сиквел удержал зрительский интерес, а следующее продолжение «Дэдпул и Росомаха» установил рекорд по сборам среди фильмов с возрастным рейтингом 18+. Но главное здесь то, что персонаж совпал с внутренним нутром актёра: остроумие, самоирония и тонкая насмешка над самим жанром. Рейнольдс не только сыграл, но и построил вокруг себя полноценную комедийно-супергеройскую вселенную. Его возвращение — один из самых показательных примеров того, как актёр может заново определить своё место в индустрии.
Мэттью Макконахи
К концу 2000-х Макконахи стал заложником образа, сыграв в немалом количестве ромкомов по типу «Любовь и прочие неприятности» и «Золото дураков». Критики говорили об отсутствии профессионального роста, а сам актёр всё чаще ощущал, что находится в тупике. Он даже покинул Голливуд с твёрдым намерением вернуться лишь при условии, что будут интересные и не-ромкомовские проекты. Нужна была перезагрузка — с другими режиссёрами, материалом и совершенно иными ролями.
Новый курс наметился с выходом «Линкольна для адвоката» в 2011 году, а затем укрепился благодаря «Киллеру Джо», «Маду» и «Супер Майку». Мэттью Макконахи собрал целую подборку нестандартных картин, где смог показать себя с новой стороны. Кульминацией стал «Далласский клуб покупателей», принёсший «Оскар» и уважение коллег, а сериал «Настоящий детектив» лишь закрепил успех. Партнёрство с Вуди Харрельсоном и мрачная атмосфера шоу так же позволили раскрыться Макконахи по-новому.
Адам Сэндлер
В начале 2010-х череда громких, но прохладно воспринятых комедий подпортила доверие к Сэндлеру: сборы были неутешительными, а зрители подустали от его комедийного подхода. Актёр трезво оценил рынок и в 2014 году заключил эксклюзивное соглашение с Netflix на несколько проектов — сменил студийную модель выпуска фильмов на платформенную. Там он получил полную свободу действий и возможность экспериментировать с форматами.
Всё изменилось, когда Сэндлер начал сотрудничать с независимыми режиссёрами. «Неогранённые алмазы» вывели его на новый уровень — критики увидели не комика, а сильного драматического актёра. Далее последовала спортивная драма «Прорваться в НБА», за которую актёр получил номинацию на премию Гильдии киноактёров, показав, что способен удерживать внимание зрителей без привычных шуток. В свою очередь Netflix расширила с ним контракт, и Сэндлер по сей день остаётся важной частью платформы, выступая продюсером многих проектов.
Рене Зеллвегер
После сверхнасыщенного периода 1996—2004 годов Зеллвегер сознательно взяла длительную паузу на фоне выгорания, желания пожить вне постоянного внимания и восстановить ресурсы. С 2010 по 2016 год она редко снималась в кино, и казалось, что публика уже не ждёт её возвращения. Многие воспринимали карьеру актрисы законченной.
Выход в 2016 году третьей части «Бриджит Джонс» доказал, что Зеллвегер не потеряла связь с аудиторией, и зритель по-прежнему верит в её известную героиню. Три года спустя роль Джуди Гарленд в фильме «Джуди» принесла актрисе второй «Оскар» и признание во всём мире. Это перевоплощение показало выразительность, пластику и стремление учесть все нюансы, которые от Зеллвегер ждали в большом драматическом кино. Её история — пример того, как вовремя взятая пауза и осознанный выбор роли могут не только вернуть к жизни, но и открыть новые горизонты.
Смотреть лучшее голливудское кино можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!