От Толстого до Гюго: европейские сериалы, которые мастерски оживляют великие романы

Снятые в Европе экранизации известнейших литературных произведений мира.
02 июля
Ангелина Гура
списки сериалов
Кадр сериала «Мастер и Маргарита» // «Централ Партнершип»
Кадр сериала «Мастер и Маргарита» // «Централ Партнершип»

Литература давно стала для европейских режиссёров щедрым источником по созданию сериалов. Для тех, кто ценит вечные истории и многослойные сюжеты, такие проекты — отличный повод заново открыть великие романы с их утончённой лирикой, трагедиями и разнообразием человеческих проявлений. От английских гостиных до русских бальных залов и французских баррикад — сделали подборку сериалов, в которых классические романы буквально оживают.

«Отверженные» (Les Misérables), 2018 год

Основан на романе Виктора Гюго.

Бывший каторжник Жан Вальжан (Доминик Уэст) мечтает начать всё с чистого листа, но настойчивый инспектор Жавер (Дэвид Ойелоуо) не даёт ему покоя. Действие разворачивается во Франции XIX века, где в одной истории переплетаются любовь, поиски справедливости, искупление и жестокие классовые различия. На извилистом пути Вальжана встречаются несчастная Фантина (Лили Коллинз), одинокая Козетта (Элли Бамбер) и пылкий Мариус (Джош О’Коннор).

Эта версия цепляет тем, что остаётся верной роману Гюго и не пытается отвлечь зрителя песнями и танцами. Доминик Уэст и Дэвид Ойелоуо привносят человечность в каждую сцену и играют с такой эмоциональной силой, что каждое их появление на экране заставляет переживать события вместе с ними. Художникам картины удалось воссоздать Францию после революции со всей её нищетой и величием, а режиссёр Том Шенкленд одинаково мастерски передал как небольшие сцены, так и масштабные уличные волнения. Сериал служит мастер-классом того, как адаптировать роман и в процессе не растерять его душу.

Кадр сериала «Отверженные» // BBC
Кадр сериала «Отверженные» // BBC

«Война и мир» (War & Peace), 2016 год

По мотивам романа Льва Толстого.

Пьер Безухов (Пол Дано), Наташа Ростова (Лили Джеймс) и Андрей Болконский (Джеймс Нортон) ищут любовь, себя и своё место в жизни на фоне вторжения Наполеона в Россию. По своей сути, это философская эпопея, которая исследует столкновение личной судьбы с течением истории.

Экранизация от BBC объединяет огромный роман Толстого в серию из шести частей, не жертвуя ни эмоциональным, ни интеллектуальным весом, отчего история получается одновременно грандиозной и доступной. Пол Дано неожиданно органично передал растерянность и жажду жизненного смысла Пьера, в то время как Наташа в исполнении Лили Джеймс излучает невинность и силу. Великолепные костюмы и натурные съёмки ставят сериал на один уровень с масштабным кино, которое не кажется затянутым при огромном размахе. Здесь Толстой обретает экранную жизнь в самом лучшем смысле — честно, пронзительно и увлекательно.

Кадр сериала «Война и мир» // BBC
Кадр сериала «Война и мир» // BBC

«Анна Каренина», 2017 год

По мотивам романа Льва Толстого.

Анна (Елизавета Боярская) решается нарушить устои русского общества XIX века ради любви, что рушит её мир и отзывается бедой как внутри семьи, так и в кругу общения. Разрываясь между долгом и страстью, Анна вязнет в романе с графом Вронским (Максим Матвеев), чем порождает бесконечные пересуды в высшем обществе. История получает неожиданное раскрытие через призму восприятия событий повзрослевшим сыном Карениной.

Российская экранизация отличается своей культурной аутентичностью и скрупулёзным вниманием к историческим деталям. Елизавета Боярская показала Анну не только страдающей, но и дерзкой: со своей гордостью и болью. Диалоги и визуальные эффекты словно уходят корнями в мир, описанный Толстым, — пышные поместья, заснеженные улицы, роскошные бальные залы. Это правдивое и эмоционально насыщенное изложение одного из величайших романов в истории человечества.

Кадр сериала «Анна Каренина» // «Мосфильм»
Кадр сериала «Анна Каренина» // «Мосфильм»

«Гордость и предубеждение» (Pride and Prejudice), 1995 год

Основан на романе Джейн Остин.

Умная девушка из небогатой семьи Элизабет Беннет (Дженнифер Эль) сталкивается с холодным и надменным мистером Дарси (Колин Фёрт) в этой классической истории о любви, гордости и ожиданиях общества. Недоверие, обиды и классовые предрассудки мешают им увидеть главное — их тянет друг к другу сильнее, чем они готовы признать.

Этот шестисерийный сериал часто называют лучшей экранизацией «Гордости и предубеждения», которая передаёт элегантность и острый ум прозы Остин. Элизабет в исполнении Дженнифер Эль — энергичная и умная, в то время как мистер Дарси в исполнении Колина Фёрта не по случайности стал культовым героем — он задумчивый, сдержанный, но в то же время глубоко романтичный. Зрелище изобилует историческими деталями быта: сельскими особняками, балами при свечах, тихими прогулками, а спокойный темп даёт возможность прочувствовать каждую перемену в отношениях главных героев. Если хочется экранизации, в которой соблюдается как эмоциональная, так и сатирическая составляющая романа, то «Гордость и предубеждение» 1995 года то, что нужно.

Кадр сериала «Гордость и предубеждение» // BBC
Кадр сериала «Гордость и предубеждение» // BBC

«Джейн Эйр» (Jane Eyre), 2006 год

По роману Шарлотты Бронте.

Осиротевшая гувернантка Джейн (Рут Уилсон) находит работу в поместье Торнфилд и влюбляется в таинственного хозяина дома мистера Рочестера (Тоби Стивенс), который хранит страшную тайну. Внутренняя сила Джейн, её моральные убеждения и стремление к независимости лежат в основе этого готического романа.

В экранизации достигнут редкий баланс между эмоциональной сдержанностью и романтическим накалом. Джейн получилась сильной, умной и дерзкой, в то время как мистер Рочестер таит в себе уязвимость и опасность. Между ними возникает взаимная сильная симпатия, которая не ощущается наигранной. Благодаря завораживающей операторской работе и атмосферной музыке, сериалу удаётся отразить мрачные тона романа, не превращая действо в пустую мелодраму. Авторы тонко показали вплетённые в роман Бронте мысли о женском достоинстве, а также её любовь к захватывающему повествованию.

Промо сериала «Джейн Эйр» // BBC
Промо сериала «Джейн Эйр» // BBC

«Север и юг» (North & South), 2004 год

Основан на романе Элизабет Гаскелл.

Дочь священника из южной Англии Маргарет Хэйл (Даниэла Денби-Эш) переезжает в промышленный Милтон, где сталкивается с гордым и настойчивым владельцем фабрики Джоном Торнтоном (Ричард Армитедж). Постепенно она проникается суровой жизнью рабочих и пересматривает собственные эгоистичные взгляды на мир — а вместе с ними и своё отношение к самому Торнтону.

Экранизацию часто сравнивают с «Гордостью и предубеждением», но она более жёсткая и социально-политическая. Даниэла Денби-Эш блистает в роли идеалистки Маргарет, а Торнтон в исполнении Ричарда Армитеджа — это настоящее откровение: стойкий, но при этом ранимый и непреодолимо притягательный. Помимо романтической линии, сериал детально разбирает классовые конфликты, волнения среди рабочих и нравственные вопросы своего времени. Чувства здесь рождаются честно, а не вымученно. Великолепные декорации и проникновенная музыка помогают «Северу и югу» стать одной из самых недооценённых исторических драм 21-го века.

Кадр сериала «Север и юг» // BBC
Кадр сериала «Север и юг» // BBC

«Сага о Форсайтах» (The Forsyte Saga), 2002—2003 годы

Основан на романах Джона Голсуорси.

За внешней респектабельностью богатой и консервативной семьи Форсайтов скрываются тревожные волнения и обиды, которые накапливаются десятилетиями. В центре истории оказывается бурный брак властолюбивого Сомса Форсайта (Дэмиэн Льюис) и стремящейся к независимости Ирэн (Джина Макки), чьё упорное нежелание покориться рушит привычный уклад.

Многогранная экранизация воплощает в жизнь критику викторианских ценностей со всей её элегантностью и деталями. Дэмиэн Льюис потрясает в роли Сомса — он одновременно отталкивает и вызывает трагическое сочувствие, в то время как Ирэн в исполнении Джины Макки воплощает само понятие жизнестойкости. Камера ловит и роскошь, и холод эдвардианского общества, а сценарий ведёт героев через сложные открытия о себе. Личная драма тесно сплетается с переменами в стране, складываясь в яркий образ семьи и всего общества на пороге нового времени.

Кадр сериала «Сага о Форсайтах» // Granada Television
Кадр сериала «Сага о Форсайтах» // Granada Television

«Идиот», 2003 год

По мотивам романа Фёдора Достоевского.

Мягкий и бесхитростный князь Мышкин (Евгений Миронов) возвращается в Россию после долгого лечения в Швейцарии и почти сразу оказывается втянутым в опасную игру чувств, предательства и алчности. Его искренность и доброта оказываются одновременно силой, спасающей души, и причиной бед, которые свалятся на него самого.

Российская экранизация остаётся одной из самых правдивых и глубоких попыток перенести на экран многослойный роман Достоевского. Евгений Миронов не показывает Мышкина глупцом — наоборот, его герой видит мир яснее многих, но не умеет жить по законам лицемерия и выгоды. В то же время Лидия Вележева и Владимир Машков добавляют каждой сцене остроты и неоднозначности, из-за чего сериал обретает более сложные оттенки. Благодаря отменному ритму, театральной серьёзности и философскому подтексту экранизация полностью передаёт дух романа. Смотреть его нелегко, но сериал выступает редкой находкой для серьёзных любителей русской литературы.

Кадр сериала «Идиот» // «2-Б-2 Интертеймент»
Кадр сериала «Идиот» // «2-Б-2 Интертеймент»

«Мастер и Маргарита», 2005 год

По роману Михаила Булгакова.

В Москву 1930-х годов прибывает дьявол в образе загадочного Воланда (Олег Басилашвили), сея хаос в рядах советской элиты. Параллельно с сюрреалистическими злодеяниями разворачивается трагичная история Мастера (Александр Галибин) и его возлюбленной Маргариты (Анна Ковальчук), которая ради него готова связать судьбу с тёмными силами. Переплетаясь с библейскими воспоминаниями, повествование искажает время, пространство и разум.

Экранизация смело берётся за роман, полный аллюзий, метафор и двойных смыслов. Олег Басилашвили воплощает в роли Воланда невозмутимую мощь, а Анна Ковальчук делает Маргариту живой и настоящей. Сериалу удается в равной мере сочетать сатиру, философию и любовь, в то же время отражая резкую критику тоталитаризма в романе. Визуально насыщенный и интеллектуально провокационный фильм — это смелый и полезный опыт, который отражает хаос и очарование булгаковского шедевра.

Кадр сериала «Мастер и Маргарита» // «Централ Партнершип»
Кадр сериала «Мастер и Маргарита» // «Централ Партнершип»

«Он так и знал» (He Knew He Was Right), 2004 год

По мотивам романа Энтони Троллопа.

Благонамеренный, но всё же склонный к паранойе джентльмен Луи Тревельян (Оливер Димсдейл) начинает испытывать ревность из-за дружбы своей жены Эмили (Лора Фрейзер) с полковником Осборном (Билл Найи). Одержимость Луи разрушает брак и в итоге приводит к трагедии. Рядом с ними живут и другие герои, которые пытаются понять, что значит любить, быть свободными и как мир судит их поступки.

Одна из лучших драм BBC, впитавшая в себя как психологическую сложность, так и эмоциональное напряжение. Билл Найи и Дэвид Теннант создают запоминающиеся образы, а Лора Фрейзер наполняет свою Эмили особенной утончённостью и внутренней силой. Здесь поднимаются вопросы гордыни, контроля, зыбкости доброго имени, которые актуальны во все времена. История звучит честно, болезненно и иронично, а зрители, которые ценят непростые характеры и серьёзные чувства, смогут по достоинству её оценить.

Кадр сериала «Он так и знал» // BBC
Кадр сериала «Он так и знал» // BBC

Смотреть лучшие экранизации можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!

Читайте также
Ле Манифик! 10 примеров потрясающих костюмов в исторических драмах
Ле Манифик! 10 примеров потрясающих костюмов в исторических драмах
Собрали роскошные примеры костюмов, отмеченных высокими наградами.
Снять за один дубль: 10 фильмов с эффектом непрерывности
Снять за один дубль: 10 фильмов с эффектом непрерывности
Картины с эффектом «снято одним дублем», от которых невозможно оторваться.
Под запретом: 10 культовых фильмов, столкнувшихся с цензурой
Под запретом: 10 культовых фильмов, столкнувшихся с цензурой
Знаменитые картины, которые не хотели показывать зрителям на момент выхода.
Тихие убийства и нелепая борьба с устоями: топ британских комедий с щедрой порцией чёрного юмора
Тихие убийства и нелепая борьба с устоями: топ британских комедий с щедрой порцией чёрного юмора
Ироничные британские картины о том, как нужно и не нужно жить.