Над вопросом «Кто ваш любимый герой сериалов?» вы едва ли задумаетесь надолго: несколько имен сразу же придут на ум. А что насчет нелюбимых персонажей? Самых раздражающих и невыносимых — тех, к кому ненависть копится из эпизода в эпизод. Вспомнили таких? Tvigle решил поддаться «минутке ненависти» и собрал самых отталкивающих героев сериалов, попутно разбираясь, как и почему те не удостоились зрительской любви.
Джоффри Баратеон — «Игра престолов»
Джоффри (Джек Глисон) ненавидят так слепо потому, что сериал показывает его жестокость как забаву и каприз, а не как холодный расчёт. Перед зрителем не стратег и не кукловод, а избалованный подросток с короной на голове, чья мелкая прихоть мгновенно превращается в публичную расправу.
Самый наглядный пример связан с Сансой (Софи Тёрнер): Джоффри регулярно срывает на ней злость и велит не трогать её лицо, потому что ему нравится, что она «хорошенькая». В одной фразе сходятся садизм и объективация. А стоит Джоффри услышать неприятную новость, как он приказывает избить Сансу а присутствии других людей.
Ненавистный экранный злодей, чьи «похоть и вспыльчивость» затмевают под собой сцены.
Но зритель видит не только насилие. Джоффри, как правитель, получает удовольствие от власти и при этом перекладывает грязную работу на других. Унижение поданных выглядит не случайной вспышкой, а почти системой: можно наказать человека и при этом остаться с «чистыми руками». Подобные сцены и объясняют реакцию аудитории: речь не про «приятного злодея», которого приятно ненавидеть. Возникает отвращение, потому что жестокость у Джоффри не работает как средство к цели; она и становится целью.
Самый известный его поступок: приказ казнить Неда Старка (Шон Бин). Тот самый момент, когда становится ясно: Джоффри не остановят переговоры, просьбы и даже политические решения собственных союзников.
Скайлер Уайт — «Во все тяжкие»
Скайлер (Анна Ганн) попадает под раздачу на фоне того, как сам сериал выстраивает симпатии зрителя, сосредотачивая их на Уолте (Брайан Крэнстон) и его импульсах. В процессе он ставит рядом человека, который то и дело останавливает разбег главного героя и напоминает о реальности, где всё ещё существуют законы, безопасность семьи и последствия. Для части аудитории роль Скайлер приравнивается к «нытью», даже когда её муж лжет, давит и всё больше провоцирует рост опасности вокруг себя.
Хороший пример даёт эпизод «Я.П.Т.» (I.F.T.): Уолт возвращается домой, а Скайлер так и не решается сдать его полиции. Серия строится вокруг попыток установить контроль, и дом превращается в арену борьбы за право решать, кто здесь хозяин. В финале же Скайлер произносит сокрушительное: «Я переспала с Тедом».
Многие зрители воспринимают эти слова как месть или чистую злобу, но внутри сцены она работает как грубый и отчаянный способ вернуть себе свободу воли. Уолт пытается остаться в доме с помощью запугивания и эмоциональных рычагов, тогда как Скайлер хочет разрушить иллюзию «мы снова семья», потому что согласия на эту «нормальность» у неё никто не спрашивал.
Отсюда и ненависти. Скайлер в истории служит барьером для фантазии про обаятельного антигероя. Через неё сериал показывает, сколько самообмана в риторике Уолта про то, что он делает всё «ради семьи». Даже создатель сериала Винс Гиллиган позже говорил, что повествование сознательно «выкручено» в пользу его точки зрения. Это и объясняет, почему Скайлер получила такую дозу враждебности, какая обычно не достаётся другим антагонистам.
Чак МакГилл — «Лучше звоните Солу»
Чака (Майкл Маккин) ненавидят за то, что он превращает жестокость в принцип. Он не спорит с Джимми (Боб Оденкёрк) на равных и не пытается переубедить; он выстраивает ситуации, где его брат проигрывает, а потом называет результат «справедливостью». В финале второго сезона Чак делает вид, что завязывает с юриспруденцией, чтобы вытянуть из Джимми признание, и последний не понимает, что разговор уже пишется на диктофон. Предательство бьёт особенно сильно, потому что Чак использует семью как приманку и превращает доверие в инструмент.
Манипулятор и самоуверенный моралист, за которого трудно переживать, даже когда он прав с позиции закона.
Дальше эпизод «Плутовство» (Chicanery) фиксирует эмоциональный приговор. Под давлением Чак взрывается на публике: «Я не сумасшедший!», а затем почти выплевывает фразу, которая подытоживает его отношение к брату: «Он никогда не изменится… Что за дурацкая шутка. Я должен был остановить его, когда у меня был шанс». Поэтому зрители редко видят в нём просто строгого старшего брата с принципами. Гораздо чаще Чак выглядит человеком, которому необходимо держать Джимми «ниже», чтобы самому оставаться морально и профессионально неприкасаемым.
Дана Броуди — «Родина»
Проблема Даны (Морган Сэйлор) носит структурный характер: зрителю представляют персонажа семейной драмы, который живёт внутри шпионского триллера. «Родина» держится на погонях, слежке и последствиях государственного масштаба; на сценах с Даной происходящее неизбежно сбавляется скорость, а история уходит в семейные конфликты. В глазах зрителя Дана в основном «хандрит и спотыкается», и его просят переживать за эмоциональное состояние, тогда как сюжетная интрига несётся вперёд.
Отдельные сюжетные ходы служат громоотводами, особенно линия с аварией Даны и Финна (Тимоти Шаламе). Некоторые обозреватели называли её «внезапной», «не к месту» и слишком далекой от сути сериала. Когда персонаж превращается в символ «побочного сюжета, который крадёт время», под пристальным вниманием оказывается любая мелочь, связанная с ним: от привычек и жестов, до одежды и выражения лица. Дану умудрялись ненавидеть за одни только взгляды, из-за чего уровень хейта казался слишком уж необычным.
Лори Граймс — «Ходячие мертвецы»
Лори (Сара Уэйн Кэллис) часто описывают как человека, который хочет безопасности, но постоянно меняет правила игры для тех, кто эту безопасность создаёт. Она находит опору в Шейне (Джон Бернтал), когда считает Рика (Эндрю Линкольн) погибшим, но затем начинает обращаться с Шейном как с угрозой, стоит Рику вернуться. В критических текстах отмечают, что Лори неоднократно усугубляла конфликт между мужчинами, подталкивая Рика к непростому решению, а Шейна приписывая к опасным людям.
Плюс здесь срабатывает повторяющийся мотив, который сам сериал превращает в раздражающее постоянство: сын Карл (Чендлер Риггз) постоянно пропадает и выставляет Лори в невыгодном свете. В итоге зрители получают героиню, которая на всё резко реагирует, противоречит самой себе и в ключевые моменты истории выглядит беспечной.
Пит Кэмпбелл — «Безумцы»
У Пита (Винсент Картайзер) есть особо неприятная черта: он считает собственное «хочу» моральным доводом. Стоит ему увидеть шанс, как он оборачивает его в выгодную для себя сделку. Узнав о компромате на Дона (Джон Хэмм), Пит не идёт к начальству из принципа и не «защищает агентство»; он торгуется, выжидает и использует информацию как разменную монету для повышения.
Та же логика отравляет и его личные отношения. Историю с домработницей многие вспоминают не как «неудачную ночь», а как ситуацию, где Пит навязывает близость и ведёт себя так, будто право на чужое тело можно получить, используя напор и положение. После эпизода он живёт так, словно последствия обязаны разгребать другие. Создатели сериала и критики раз за разом подчёркивают, что Пит умеет выдавать свои поступки за «случайности», хотя в основе лежит его выбор.
Шантажист, который использует чужие слабости для карьерного рывка.
А когда агентство остро нуждается в контракте с Jaguar, Пит присоединяется к самому циничному плану сезона шоу. Он оказывается среди тех, кто поддерживает вариант, где согласие женщины на проведение ночи с клиентом рассматривают как вариант для закрытия сделки. Для многих зрителей Пит после этого окончательно закрепил за собой образ человека, который продаст кого угодно, если на кону победа и очередная ступенька наверх по карьерной лестнице.
Пайпер Чепмен — «Оранжевый — хит сезона»
Главная проблема Пайпер (Тейлор Шиллинг) заключается в том, что она оказывается в тюрьме в позиции героини романа о взрослении. Пайпер воспринимает срок как собственный тяжёлый урок, а не как чужую реальность, где люди живут годами и платят за ошибки дороже, чем она. И затем искренне удивляется, когда окружающие отказываются быть второстепенными персонажами в её «новой версии себя».
Многих зрителей разочаровывает период «приспособления» у Пайпер. Она подключается к контрабанде нижнего белья, а затем довольно быстро переходит к мелкому авторитаризму, как только схема начинает работать. Во многих материалах о героине постоянно встречается одна мысль: Пайпер путает выживание с властью и начинает получать удовольствие от контроля.
Пайпер врёт Ред (Кейт Малгрю), чтобы выглядеть «милой»; использует Ларри (Джейсон Биггс) как инструмент, чтобы задеть Алекс (Лора Припон); увольняет Флаку (Джеки Крус), когда коллективные разговоры о правах и справедливости угрожают её бизнесу; а затем подбрасывает контрабанду, чтобы убрать конкурентку, когда сама чувствует себя загнанной в угол. Неприязнь тут рождается из закономерности, так как Пайпер не просто ошибается. Она принимает решения, которые сначала бьют по другим, а потом разыгрывает обиду, когда окружающие перестают давать ей доверять и относиться как к «особенной».
Тед Мосби — «Как я встретил вашу маму»
Тед (Джош Рэднор) умеет выдавать собственные промахи за судьбу. Сериал часто подаёт его как «безнадёжного романтика», но снова и снова показывает другого человека: того, кто больше хочет самого ощущения «единственной любви», чем уважает партнёра рядом.
Самый наглядный пример связан с Натали (Энн Дудек). Тед возвращается к ней, добивается доверия, а затем снова расстаётся в день её рождения. Создатели сериала сделали этот ход намеренно, чтобы показать: Тед способен вести себя как придурок и легко прячет эгоизм за красивыми словами. Отсюда и ярлык «лицемерный»: он просит сочувствия к своим слабостям, но умеет быть беспощадным, когда человек перестаёт вписываться в его идеальную картинку.
Его пафосную романтическую риторику некоторые зрители воспринимают как сталкинг и стремление к созависимым отношениям.
Позже он раскрывается ещё менее романтичным и более навязчивым. Тед называет свою преданность «вне всякой рациональности» признаком любви, при этом зацикливается на Робин (Коби Смолдерс) и заходит слишком далеко в линии с медальоном. Многие зрители впоследствии начали видеть в искренности Теда давление, которое вынуждает других подтверждать чувства, даже когда им самим тяжело или просто неловко.
Росс Геллер — «Друзья»
Зрители не полюбили Росса (Дэвид Швиммер), потому что он смешивает тревогу с правом решать за другого. Когда он чувствует угрозу, то не успокаивает себя, а начинает управлять Рэйчел (Дженнифер Энистон).
Чаще всего вспоминают её новую работу и Марка (Стивен Экхольд), к которому ревнует Росс. Последний приезжает к Рэйчел на работу с «сюрпризами» и делает показные жесты, которые по своей сути работают как попытка выяснить, что у неё происходит. Сцена с песней в подарок особенно показательна, так как Рэйчел по итогу называет происходящее навязчивым.
В этот момент часть аудитории и отворачивается от Росса. Симпатичный и приятный парень, услышав «у меня завал на работе», подстраивается под реальность партнёра. Росс же отвечает контратакой: устраивает спектакль на её рабочем месте и пытается выглядеть жертвой, когда Рэйчел даёт ему отпор.
Мистер Биг — «Секс в большом городе»
Биг, он же Джон Джеймс Престон (Крис Нот), раздражает тем, что превращает близость в привилегию, которую Кэрри (Сара Джессика Паркер) должна заслужить. Он даёт ровно столько тепла, сколько нужно, чтобы связь не оборвалась, но избегает ситуаций, после которых отношения становятся по-настоящему «взрослыми».
Его эмоциональная закрытость и неспособность брать на себя обязательства — красный флаг ещё с первых сезонов.
Две сцены чаще всего вспоминают как наиболее показательные. В первой Биг знакомит Кэрри со своей мамой, представляя возлюбленную как «подругу». Оговоркой это не выглядит, а посему звучит как публичное понижение статуса. Вторая сцена разворачивается в Париже, когда Кэрри сообщает о переезде, а он отвечает фразой в духе «Не ломай свою жизнь и не жди от меня невозможного».
Биг избегает обязательств, но спокойно держит Кэрри на коротком поводке, из-за чего зрители считают его «эгоистом» — человеком, который наслаждается комфортом близости, но уклоняется от любых обязанностей в отношениях.
Дженни Хамфри — «Сплетница»
Самое отталкивающее в Дженни (Тейлор Момсен) — это скорость, с которой её обида трансформируется в план действий. Она редко останавливается на одной ошибке и добавляет к ней следующую, будто проверяя, насколько далеко можно зайти и остаться «своей». Поэтому в кадре быстро пропадает подростковая импульсивность и остаётся расчёт.
Показательный момент связан с её возвращением и союзом с Джульет (Кэти Кэссиди) и Ванессой (Джессика Зор): они задумывают «разобраться» с Сереной (Блейк Лайвли) и начинают обращаться с чужой репутацией как с разменной монетой. Когда их игра переходит границы и Серена оказывается в больнице после накачки наркотиками, Дженни остаётся с чувством вины, потому что помогала расставлять ловушки, пусть и не наносила основной удар своими руками.
Здесь и рождается ярлык «коварная», а не просто «амбициозная». Амбициозный человек рискует собой, а Дженни снова и снова рискует чужим благополучием, заключая сделки с людьми, которым важно навредить. После таких ситуаций Дженни делает вид, что не ожидала последствий.
Сьюзан Майер — «Отчаянные домохозяйки»
Сьюзан (Тери Хэтчер) бесит тем, что её проблемы почти никогда не остаются «при ней». Она импульсивно пересекает чужие границы, а когда всё идёт к катастрофе, мгновенно подключает жалость к себе. Шоу фиксируется на этом уже в самом начале: из ревности Сьюзан вламывается в дом Иди (Николетт Шеридан), случайно устраивает пожар и сбегает с места преступления. Неловкое поведение влюблённой превращается в реальный ущерб с последствиями.
Раздражающая, невротичная и вечно изображает жертву.
Любопытство Сьюзан нередко превращается в слежку, слежка заканчивается бедой, а беда — паникой и попыткой выкрутиться. История с Майком Дельфино (Джеймс Дентон) — показательный случай. Она решает разобраться в ситуации, пробирается в его дом и в итоге буквально застревает в полу. Да, смешно. Но именно такие сцены и показывают, почему её называют «зацикленной на себе»: ей важнее немедленно снять тревогу, чем остановиться и подумать.
Этот цикл, повторяющийся сезон за сезоном, превращает восприятие «О, какая милая чудачка!» в «Только не ещё одна серия, где Сьюзан всё испортит».
Эйприл Кепнер — «Анатомия страсти»
Негативная реакция на Эйприл (Сара Дрю) строится на контрасте. Она появляется в сериале как человек с прочным моральным стержнем, а затем тот громко и показательно ломается. Тех, кто и так считал её самодовольной, такие срывы почти не трогают в драматическом плане: они звучат как лицемерие, за которое расплачиваются окружающие.
В 14 сезоне этот эффект проявляется сильнее. Вместо того, чтобы в критической ситуации искать опору в вере, Эйприл напивается в баре и импульсивно вступает в мимолетную связь. В кадре это выглядит не как освобождение, а как саморазрушение. И последствия касаются не только её самой. Срыв отражается на работе: она резче общается с коллегами и действует как человек, который не видит границ. Тем не менее позже показывают, как она извиняется и пытается «загладить вину» за то, что наговорила и натворила в период кризиса.
Неприязнь сводится не к формуле «Эйприл плохая», а скорее к ощущению, что её моральная уверенность сменяется эмоциональным взрывом. Разгребать последствия приходится всем вокруг, пока она заново решает, во что верит.
Дон Саммерс — «Баффи — истребительница вампиров»
Дон (Мишель Трахтенберг) появляется как раздражитель в сериале, который обычно живёт наплывами угроз. В начале пятого сезона её линия построена на сестринском конфликте: Дон закатывает глаза на «дела истребительницы», всё равно тащится следом за Баффи (Сара Мишель Геллар), мешает ей и обижается. В одном из ранних эпизодов она приглашает вампира в дом, и остальным приходится не только вызволять её, но и решать последствия.
Когда такой сценарий повторяется из раза в раз, зритель привыкает раздражаться, а не переживать: Дон создаёт кризис, другие разгребают последствия. И даже когда сценарий объясняет её состояние, негативные эмоции это уже не перекрывает.
Плаксивая и угрюмая, постоянно жалуется.
В седьмом сезоне именно Дон произносит фразу, после которой Баффи фактически приходится покинуть собственный дом. Даже если цель сцены — показать изоляцию Баффи и провал на позиции лидера, — зрительский негатив бьёт в сторону Дон, которая всегда была под защитой сестры. Поэтому момент, когда она говорит «тебе нужно уйти», воспринимается как предательство.
Коннор — «Ангел»
Сериал нередко использует травму Коннора (Винсент Картайзер), как топливо для провокации шока, но не как основу для характера. Самый жёсткий его поступок произошёл в финале третьего сезона: Коннор вместе с Джастин (Лорел Холломан) запечатывает Ангел (Дэвид Бореанас) в металлическом гробу и опускает на дно океана. Для зрителя такой поступок не выглядит «подростковым бунтом», а скорее как почти мифическое наказание, совершённое всерьёз. И вернуться к сочувствию в отношении героя трудно, потому что сериал не успевает дать Коннору внутреннюю логику, которая помогла бы принять его выбор.
Четвёртый сезон добавляет ещё больше дискомфорта: Коннор остаётся угрюмым и временами ведёт себя как обычный подросток, который дуется, даже когда ставки запредельные. Плюс создатели шоу заталкивают его в романтическо-сексуальную линию с Корделией (Каризма Карпентер), и даже фанаты тогда назвали этот поворот «слишком жутким».
Когда персонаж раз за разом ломает отношения, гасит темп и совершает странные поступки, зритель перестаёт видеть в нём травмированного человека. Он начинает видеть инструмент автора сценария, с чьей помощью пытаются встряхнуть историю любой ценой.
Сэмюэл «Скрич» Пауэрс — «Спасённые звонком»
Скрич (Дастин Даймонд) являет собой классический пример, когда ситком превращает живого персонажа в звуковой эффект. Большая часть юмора построена по одной и той же схеме: он громко врывается в сцену, неправильно считывает ситуацию, а затем становится жертвой комичной ситуации. Такой приём работает при условии, когда остаётся разовым. Но «Спасённые звонком» прокручивают его снова и снова, и от повторения шутка теряет остроту. Причина зрительского раздражения строится не на одном-двух эпизодах, а на том, что сериал растягивает излюбленную модель на множество серий и редко предлагает Скричу иную роль.
Раздражающий комический архетип: социально неуклюжий, неловкий и постоянно становится объектом для шуток.
Плюс ко всему, Скрич регулярно флиртует с Лизой (Ларк Вурхиз) и настойчиво добивается внимания, хотя она его отшивает. Отказ становится не сигналом остановиться, а частью гэгов: зрителю предлагается смеяться над тем, что «он опять попробовал». На момент выхода сериала в конце 80-х такое воспринималось легко и естественно, но с годами фокус сместился: персонаж перестаёт быть трогательным неудачником и начинает напоминать нежелательного спутника, от которого шоу не в состоянии избавиться. Со временем Скрич превратился в синоним любого героя, который шумит больше, чем приносит смысла.
Джереми Джамм — «Парки и зоны отдыха»
Джамма (Джон Глейсер) ненавидят за то, что он воплощает мелочную власть. В отличие от милых чудаков города Пауни, он понимает, как устроены административные рычаги, и использует их не ради идеи и даже не ради выгоды, а ради желания унизить кого-то или затормозить процесс. Его позиция почти всегда одна: не сделать по-другому, а сделать хуже.
На фоне ироничной и оптимистичной атмосферы в сериале Джамм выглядит особенно токсично: он не просто спорит с Лесли (Эми Полер), а демонстративно глумится над самой мыслью об уважении. К примеру, он способен поздороваться с Лесли откровенно хамским жестом, тем самым превращая политику в бытовое унижение.
Когда зритель раз за разом видит одну и ту же хамскую картину, восприятие неизбежно ухудшается. В обычном ситкоме раздражающий оппонент иногда проявляет себя по-человечески, но Джамм почти не пытается меняться. Добавьте к этому постоянные попытки блокировать инициативы Лесли, и становится понятно, почему аудитория реагирует не на один эпизод, а на образ человека, который делает общественную работу бессмысленной.
Джей Ди — «Клиника»
Джей Ди (Зак Брафф) раздражает тем, что его романтическая линия часто выглядит как охота под миловидной улыбкой. Пока Эллиот (Сара Чок) недоступна, он зацикливается на ней. Но стоит ей лишиться отношений, как сразу становится ясно, что Джей Ди важнее победа и подтверждение собственной значимости, чем сами отношения.
Самый показательный момент связан с Эллиот и Шоном (Скотт Фоули). Джей Ди ведёт себя безумно ревниво и враждебно по отношению к сопернику, раз за разом пытаясь убедить Эллиот разорвать с ним связь. Вишенкой на торте становится повторяемость: Джей Ди действует настойчиво, будто имеет право вмешиваться, потому что его «чувства сильнее». Этот ход сериал подаёт в комедийной упаковке, но с возрастом зрителю проще увидеть за шутками обычную претензию на чужой выбор.
«Славный парень», который на деле ведёт себя эгоистично и по-детски в отношениях.
А дальше наступает момент, который многие не смогли простить: когда Джей Ди добивается своего и Эллиот действительно уходит от Шона, он почти сразу понимает, что «не хочет» отношений с ней и сообщает об этом в период свадьбы Тёрка (Дональд Фэйсон) и Карлы (Джуди Рейес). Чужой важный день становится фоном для его эмоциональной встряски, а Эллиот снова остаётся той, кто расплачивается за это. Поэтому зрители называют его не просто незрелым, а настоящим эгоистом: внимание сериала удерживается на чувствах Джей Ди, а реальность Эллиот превращается в побочное проявление и только.
Смотреть лучшие сериалы можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!