
9 октября в кинотеатрах вышла романтическая комедия «Сводишь с ума», в которой герои влюбляются, находясь в параллельных измерениях. Чем хороша фантастическая история любви, кому может понравиться и стоит ли она затраченного времени — на эти и другие вопросы отвечаем в нашей рецензии.
О чём это
После череды безуспешных попыток снять приличное жильё в Питере SMM-щица Алиса (Мила Ершова) наконец находит идеальный вариант. Заселиться в квартиру мечты не помешали ни строгие правила владельца, ни куча других претендентов на проживание. Но в тот же вечер Алиса, сама того не желая, выясняет странное: в большом зеркале ванной комнаты она видит не себя, а бармена Ваню (Юрий Насонов), который живёт в той же квартире, но только в параллельной реальности. По необъяснимой причине лицезреть необычного «сожителя» и вступать с ним в контакт может только Алиса, из-за чего она, закономерно испугавшись, приписывает себе психическое расстройство. Страх перед неизвестным перерастает в недоверие, а следом и в смирение — совсем скоро Ваня становится тем самым близким человеком, которому можно рассказать всё.
Чем подкупает
Прежде всего «Сводишь с ума» увлекает тем, какая химия начинает бурлить в отношениях Алисы и Вани. Знакомые зрителю образы — хорошая девочка и парень-хулиган — не претендуют на оригинальность, но процесс постепенного сближения героев зажигает в зрителе искреннюю и тёплую симпатию. Отчасти это происходит благодаря таланту самих актёров, отчасти благодаря кастинг-директору, который увидел в дуэте Милы Ершовой и Юрия Насонова потенциал, способный сыграть на руку ромкому. Всё же главной составляющей удачного фильма в этом жанре выступают исполнители главных ролей. Если между ними не вспыхивают искры, то смысл смотреть кино безвозвратно пропадает.
История здесь развивается довольно стремительно, из-за чего зрительское внимание не проседает. Благодаря зазеркальному соседу Алиса рвёт отношения с женатым начальником (Антон Васильев), а Ваня, заглушающий внутреннюю пустоту бесконечными вечеринками, обретает в лице девушки из зеркала родную душу. И всё это с минимумом натужных «просветлений», когда один герой открывает глаза другому под грустную музыку, провоцируя длинную жалостливую сцену. Нет, печальных моментов в «Сводишь с ума» хватает (и об этом стоит упомянуть отдельно), но те же разрывы неудачных отношений и осознание собственных чувств происходят без утомительных отступлений, коими, как правило, богат жанр классического ромкома.
Из-за того, что герои не вступают в физический контакт и ограничены рамой зеркала, их сближение невольно приобретает креативные черты: от совместного просмотра советской классики через установленный в ванной проектор до выстраивания зеркал таким образом, чтобы видеть друг друга в разных точках квартиры. Все эти действия с одной стороны кажутся до боли очевидными, но с другой — воспринимаются как нечто очаровательное и, важно отметить, не надуманное. Забавных моментов здесь тоже хватает: посмеяться в голос, возможно, и не получится, но получить порцию позитивных эмоций и вдоволь наулыбаться — вполне.

Что не получилось
Следуя ромкомовской формуле «от неприятия к симпатии — судьбоносный кризис — хэппи энд», «Сводишь с ума» спотыкается, пусть и не критично, об кризис. От очевидных трудностей положения героев никуда не деться и нахождение в разных реальностях должно было стать основным конфликтом, но наивысшая его точка вызывает вопросы. Когда Алиса видит другую версию себя и слышит разговоры о женатом возлюбленном (с которым Алиса из зазеркалья всё ещё пытается построить светлое будущее), то за секунды теряет хорошее настроение и впадает в некую степень отчаяния. То ли она до конца не переболела после разрыва, то ли увидела себя и поняла какой несчастной была в недалёком прошлом — точную причину понять так и не удалось, из-за чего невольно задаёшься вопросом: «А что случилось то, родная?» Как бы там ни было, дальнейшие поступки Алисы запускают драму, в ходе которой она решается на радикальное решение. Из-за недостаточного понимания мотивации сопереживать героине труднее, а финал ощущается скомканным.
Создатели «Сводишь с ума» явно хотели сделать второстепенных персонажей забавными и немного чудаковатыми, но недодали потенциально комичных сцен с ними. Чего только стоит эксцентричная соседка в исполнении Людмилы Артемьевой, которая жалуется Ване на шумные вечеринки исключительно по той причине, что её не пригласили присоединиться к веселью. Героиня напрашивается если не на бо́льшую роль в судьбе главных героев, то хотя бы на роль того самого «генератора» смешных моментов. К слову, чудаковатый персонаж Артемьевой раскрывается чуть больше в сцене после титров, но этого оказывается мало для заложенного потенциала.

Кому смотреть
Ромком, как и жанр мелодрамы в целом, переживает не самые лучшие времена. Пока на западе его пытаются переосмыслить, выпуская «Материалистку» (Materialists) и «Я не киллер» (Hit Man), в России фильмы о любви и отношениях либо безлико гонятся за демонстрацией традиционных ценностей, либо вплетают романтическую линию в глобальный сюжет по типу сказочного приключения. «Сводишь с ума» пытается реанимировать увядший жанр классической историей и прибегает к проверенным средствам: от тропа ненависть-любовь к чудесному хэппи-энду, после которого если вопросы и возникают, то искать ответы и не захочется. Почему зеркало выдаёт параллельную реальность? Магия, сбой в пространстве и времени, след НЛО? Всё это не так уж и важно, когда во главе стоит минимально разбавленная история о любви, преодолевающей любые препятствия.
«Сводишь с ума» ощущается как тёплая, светлая и душевная картина, в которую молодая команда создателей — режиссёр Дарья Лебедева и сценаристы Олеся Лихачева и Анастасия Седова — вложили если не душу, то максимум усилий. Такой подход всегда чувствуется и несомненно подкупает, даже если фильм неидеален. Хочется лёгкой романтической истории, которая вызовет положительные эмоции и станет причиной улыбки до ушей? Картина с лихвой даст и эмоции, и улыбки, и кое-что более весомое, что приятным грузом осядет на сердце.